Синий квадрат (Альфонс Алле)
...спустя ещё год на Третьей выставке «Arts Incohérents» 1884 года Альфонс Алле вытащил из рукава цéлую колоду монохромных картин (фактически, серию), которые <после чёрно-белого начала> были вос’приняты как своего рода «колористический взрыв». Красная, синяя, жёлтая (и ещё кое-какие цвета, известные академической науке того времени) — и по-прежнему без малейших признаков какого-либо изображения... или об’езображения. Ни единого пятнышка, ни одной чёрточки, ни даже самой завалящей точки на ровном цветовом поле. Тотальная непорочность и чистота, — превыше всего (über alles..., — как любил говорить один старик ... сейчас уже не припомню какой именно). Причём, каждая из картин последнего альфонсовского сервиза была снабжена соответствующим (монохромным) названием, импрессионистически длинным и про’странным... п
Первые «два квадрата» (чёрный и белый) — случившиеся, соответственно в 1882 и 1883 году, являли собой некий идеальный образец (или образ) чёрно-белого мышления..., и (как следствие) — такой же живописи. Что же касается ярого & яркого «цвета», то он «прорвался» в монохромное искусство годом позже. Это произошло в октябре 1884 года, когда Альфонс выставил свой красный, синий и зелёный квадраты... Впрочем, здесь версии изследователей слегка расходятся. Кое-кто утверждает, что синий квадрат всё-таки забежал вперёд и был обнародован в один год с белым, а значит, это произошло на выставке 1883 года... Важны ли эти мелкие детали? — безусловно, да. А может быть, всё-таки не важны? — Разумеется, нет... Если же у кого-то из ренегатов или апологетов всемерно-исторического синей, лазурной, голубой или даже слегка фиолетовой квадратуры появится желание как-то инициировать или ускорить выкладку этого посильного материала, могу сказать тольако одно: по-прежнему никто не запрещает им обратиться с соответствующим запросом → по известному адресу не...посредственно к одному из авторов, пока он ещё не окончательно посинел и находится здесь, на расстоянии вытянутой руки. Поскольку второй автор после октября 1905 года никаких заказов не принимает. Однако..., поторопитесь. Лавочка скоро закроется синим тазом..., притом, «бес’ права переписки». — Как сказал бы Альфонс, у них опять случалась осечка. На этот раз последняя... ...незаслуженным образом, «Синий квадрат» Альфонса всегда рассматривался едва ли не последним номером (стр.9 первоапрельского альбома), его воспринимали как простой перепев предыдущих («Альфонс выдохся и постарел...»), формальную добавку (ничего не добавляющую, кроме самогó цвета) или бесплатное приложение (ничего не прикладывающее, кроме банального воспоминания о Ницце или Лазурном береге). Однако сегодня можно утверждать с уверенностью, что это был очередной высокомерный ляпсус парижской школы искусствоведения. Даже беглое & поверхностное исследование сопроводительного текста к «Альбому первоапрелесков» («Album primo-avrilesque»), написанного в середине ноября 1896 и почти сразу осевшего в пыльных архивах Оллендорфа, позволяет сделать однозначный вывод: «посиневшие гардемарины» имели напряжённый внутренний подтекст, едва ли не превосходящий всё, что было ранее известно об остальных квадратах Альфонса..., — (однако оговорюсь сразу), — за исключением, разве что, чёрного, личная подоплёка и закулисно-подковёрная история которого не только возникла двумя годами ранее, но и выудила на свет идеологические проблемы современного французского искусства тех лет (исходящие из психологии самих художников, разумеется). Высветила — шире, глубже и острее, чем какое бы то ни было другое произведение последней четверти XIX века...
|