Святослав Теофилович (Анна Тхарон. Лица) — различия между версиями
T'Haron (обсуждение | вклад) м (нашла ошибочку, исправляю и нежно цалую Юрочку) |
CanoniC (обсуждение | вклад) м (несколько ссылок на Richtig и маленькое оформление) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
<big>{{Поперёк музыки}}</big><br clear="all"/> | <big>{{Поперёк музыки}}</big><br clear="all"/> | ||
<center> | <center> | ||
− | == <br><font style="font:normal 55px 'Georgia';color:#442244;">'''осень Славы''' <br>[[Image:Belle-Lt.png|link=Анна Тхарон|55px]] <small>''или''</small> [[Image:Belle-Rt.png|link=Анна Тхарон|55px]] <br>'''тот самый Рихтер'''</font> == | + | == <br><font style="font:normal 55px 'Georgia';color:#442244;">'''осень Славы''' <br>[[Image:Belle-Lt.png|link=Анна Тхарон|55px]] <small>''или''</small> [[Image:Belle-Rt.png|link=Анна Тхарон|55px]]</font> <br>[[Richtig|<font style="font:normal 46px 'Georgia';color:#442244;">'''тот самый Рихтер'''</font>]] == |
− | <font style="font:normal 24px 'Cambria';color:#BB99BB;">''( в моей кровати )''</font> | + | <font style="font:normal 24px 'Cambria';color:#BB99BB;">''( {{comment|в моей кровати|без ложной скромности}} )''</font> |
</center> | </center> | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
<br> | <br> | ||
− | {| style="float:right;width: | + | {| style="float:right;width:177px;background-color:#a184a1;-webkit-border-radius:5px; -moz-border-radius:5px; border-radius:5px;padding:5px;margin-left:15px;margin-bottom:15px;box-shadow:3px 4px 5px #8c5c8c;-webkit-box-shadow:3px 4px 5px #8c5c8c;-moz-box-shadow:3px 4px 5px #8c5c8c;border:1px solid #CCBBCC;;" |
| | | | ||
− | {| style="width: | + | {| style="width:166px;text-align:center;color:#553355;font:normal 11px 'Georgia';background:#a184a1;" |
|- | |- | ||
− | | [[Файл:Anna Evdokimova de203.jpg| | + | | [[Файл:Anna Evdokimova de203.jpg|166px|link=Анатолий Скрипай (Анна Тхарон. Лица)|...спустя почти два десятилетия (после той славной осени)...]] |
|- | |- | ||
| ''...от первого'' [[Анна Тхарон|<font color="#553355">лица</font>]]...<small><small><ref><font color="green">''Иллюстрация''</font> — [[Анна Тхарон|<font color="#553355">Анна т’Харон (Евдокимова)</font>]] — пианистка, {{comment|студентка|четвёртого курса}} ещё и Саратовской консерватории (после трёх курсов Московской). — Фото: город Саратов, 22 де 2003 г.</ref></small></small> | | ''...от первого'' [[Анна Тхарон|<font color="#553355">лица</font>]]...<small><small><ref><font color="green">''Иллюстрация''</font> — [[Анна Тхарон|<font color="#553355">Анна т’Харон (Евдокимова)</font>]] — пианистка, {{comment|студентка|четвёртого курса}} ещё и Саратовской консерватории (после трёх курсов Московской). — Фото: город Саратов, 22 де 2003 г.</ref></small></small> | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
<font style="float:left;color:#553355;font-size:655%;font-family:'Garamond';text-shadow:#774477 1px 3px 6px;margin:5px 0 5px 0;padding:15px 5px 10px 5px;">'''С'''</font>егодня, в этой замечательной точке пересечения меридианов, перед глазами оказалось нечто необыкновенное. Одна маленькая история, событие, случай, почти не’реальный случай, но совсем не случайный в россыпи точек и пунктов назначения на карте жизни.<br> | <font style="float:left;color:#553355;font-size:655%;font-family:'Garamond';text-shadow:#774477 1px 3px 6px;margin:5px 0 5px 0;padding:15px 5px 10px 5px;">'''С'''</font>егодня, в этой замечательной точке пересечения меридианов, перед глазами оказалось нечто необыкновенное. Одна маленькая история, событие, случай, почти не’реальный случай, но совсем не случайный в россыпи точек и пунктов назначения на карте жизни.<br> | ||
  Эта история, яркая и звонкая — только что треснувшим от спелости тёплым ароматным арбузом, – случилась со мной в далёком детстве, и было мне девять лет. Поэтому и знакомить с ней я буду как ребёнок, без широких рассуждений «о судьбах человечества» и причинах-следствиях этого загадочного происшествия, не углубляясь в подробности, которые, впрочем, обязательно появятся..., и тут же будут выброшены зá борт, в пучину комментариев.<br> |   Эта история, яркая и звонкая — только что треснувшим от спелости тёплым ароматным арбузом, – случилась со мной в далёком детстве, и было мне девять лет. Поэтому и знакомить с ней я буду как ребёнок, без широких рассуждений «о судьбах человечества» и причинах-следствиях этого загадочного происшествия, не углубляясь в подробности, которые, впрочем, обязательно появятся..., и тут же будут выброшены зá борт, в пучину комментариев.<br> | ||
− |   Я расскажу об [[Один концерт за тридцать лет (Юр.Ханон)|<font color="#553355">одном-единственном</font>]] концерте, пожалуй, самого прославленного и знаменитого пианиста того времени, который по мановению небесной руки свалился нá голову яблоком. — Этого концерта вообще-то не должно было быть, однако он состоялся, вопреки всему, да ещё и с прекрасным «эффектом бабочки» <font color="#886688"><small>(что это такое, можно узнать этажом ниже, в комментарии)</small></font>.<small><small><ref group="комм.">Если чуть яснее и говоря по-русски, этот эффект имеет название «ничто не проходит {{comment|бесследно|или проходит бесследно, но всё}}», равно как и на каждое «аукнется» обязательно прилетит своё «откликнется».</ref></small></small><br> | + |   Я расскажу о концерте, об [[Один концерт за тридцать лет (Юр.Ханон)|<font color="#553355">одном-единственном</font>]] концерте, пожалуй, самого прославленного и знаменитого пианиста того времени, который по мановению небесной руки свалился нá голову яблоком. — Этого концерта вообще-то не должно было быть, однако он состоялся, вопреки всему, да ещё и с прекрасным «эффектом бабочки» <font color="#886688"><small>(что это такое, можно узнать этажом ниже, в комментарии)</small></font>.<small><small><ref group="комм.">Если чуть яснее и говоря по-русски, этот эффект имеет название «ничто не проходит {{comment|бесследно|или проходит бесследно, но всё}}», равно как и на каждое «аукнется» обязательно прилетит своё «откликнется».</ref></small></small><br> |
− |   Итак, вот событие: к нам, в далёкий город Чимкент, приехал Рихтер! Святослав Рихтер. Тот самый Рихтер, который частенько забирался в наш проигрыватель и разыгрывал для маминых студентов свои прелюдии и фуги Баха, карнавалы Шумана, моменты Шуберта и многое-премногое другое-предругое. И вот, просим жаловать: он здесь! Живой. На расстоянии вытянутой руки, и даже ещё ближе. Он появился на пороге дома так внезапно и неожиданно, словно... чёртик из табакерки, вдоволь наигравшись, выпрыгнул из проигрывателя на пол в коридоре.<br> | + |   Итак, вот событие: к нам, в далёкий город Чимкент, приехал Рихтер! Святослав Рихтер. [[Святослав Рихтер (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#553355">Тот самый Рихтер</font>]], который частенько забирался в наш проигрыватель и разыгрывал для маминых студентов свои прелюдии и [[Иоганн Бах. Хорошо Темперированное Ничто (Борис Йоффе)|<font color="#553355">фуги Баха</font>]], карнавалы Шумана, моменты Шуберта и многое-премногое другое-предругое. И вот, просим жаловать: он здесь! Живой. На расстоянии вытянутой руки, и даже ещё ближе. Он появился на пороге дома так внезапно и неожиданно, словно... [[чёрт|<font color="#553355">чёртик из табакерки</font>]], вдоволь наигравшись, выпрыгнул из проигрывателя на пол в коридоре.<br> |
      Однако... обо всём по порядку.<br> |       Однако... обо всём по порядку.<br> | ||
<center> | <center> | ||
− | <blockquote style="background-color:#a184a1;width:85%;text-align:justify;font:normal 16px 'Garamond';color:#442244;-webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px;padding:16px;box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;-webkit-box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;-moz-box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;border:1px solid #CCBBCC;">  ''<big>Преамбула Первая.</big>''<br><br>''Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора''<small><small><ref name="Тютчев">''Ф.И.Тютчев.'' Лирика. В двух томах. Том первый. Издание подготовил К.В.Пигарев, Серия «Литературные памятники» | + | <blockquote style="background-color:#a184a1;width:85%;text-align:justify;font:normal 16px 'Garamond';color:#442244;-webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px;padding:16px;box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;-webkit-box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;-moz-box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;border:1px solid #CCBBCC;">  ''<big>Преамбула Первая.</big>''<br><br>''Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора''<small><small><ref name="Тютчев">''Ф.И.Тютчев.'' Лирика. В двух томах. Том первый. Издание подготовил К.В.Пигарев, Серия «Литературные памятники». — Мосва, «Наука», 1966 год. — ''«Есть в осени первоначальной...», 22 августа 1857 года''.</ref></small></small>... да-да, мечтательный этюд Фёдора Ивановича пришёл(ся)... и устроил(ся) в нашем отдыхающем поле ... в образе и подобии [[Святослав Рихтер (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#553355">Святослава Рихтера</font>]]... Кто бы мог подумать?... Не иначе, сам ''гений, парадоксов друг'', постарался или ''случай, [[Уравнение Бога (Натур-философия натур)|<font color="#553355">бог-изобретатель</font>]]''<small><small><ref name="Пушкин">''А.С.Пушкин.'' Собрание сочинений в 16 томах, Москва, Художественная литература, 1948 год. Том третий, Стихотворения, 1826-1836 годов. — ''«О сколько нам открытий чудных...», октябрь-ноябрь 1829 года.''</ref></small></small>... ''Так'' или ''иначе'', но Рихтер приехал. Он приехал в Чимкент с концертом в начале осени 1987<small><small><ref group="комм.">Техническая справка №1 ''(очень {{comment|короткая|возможно, опечапка, читай: кроткая или краткая}})''. Осенью 1987 года Рихтеру было 72 года от роду, таким образом, оставалось ещё почти десять лет славного пути до последней яркой вспышки ''[[Mortem et risum|<font color="#553355">перехода в иное</font>]]'', — говоря слогом строгим, скорбным и поэтическим одно’временно...</ref></small></small> года (к сожалению, я помню только приблизительную дату, если кому важно, точнее можно узнать на просторах интернета или в амбарной книге учёта приезда-отъезда дорогих гостей нашего города). Это был один-единственный, но зато большой концерт, организацией которого занимался, в том числе, и мой папа... как это ни странно (...и против всех законов физики, [[Etica Est Etica|<font color="#553355">этики, эстетики</font>]] и прочего всего «о-го-го»...) И тем не менее, так было.<small><small><ref group="комм.">Какими путями папа попал в ответственную группу «встречающих товарищей», сопровождающих и о(т)правляющих высокого и знаменитого гостя, до сих пор остаётся секретом полу’шинели, и лучшее, что можно сейчас сделать, — просто принять этот факт или, точнее, арте’факт [[Lenin|<font color="#553355">по-ленински</font>]], — как данный нам в ощущениях. Ну а если не полениться и пролить чуть больше света на этот тусклый предмет, то картинка окажется не только цветной, но и рельефной. <br> Начать с того, что папа мой, несмотря на все свои «выпадения в нехорошие состояния», был человеком экстремальных дарований, он обладал прекрасной способностью буквально схватывать на лету иностранные языки и сразу же говорить на них. Это раз. Он был лёгок на подъём, лёгким в общении с совершенно незнакомыми людьми, иначе говоря, контактным... и даже азартно-контактным. Это два. Папа был человеком надёжным и ответственным, несмотря на все свои причудистые причуды (...очень мягко выражаясь...) психики, характера и нутра. На него можно было положиться (и даже всей тяжестью). Это три. Плюс ко всему, папина внешность атлета-музыковеда привлекала и располагала к общению, а семейное положение (из известной фамилии) и комфортное расположение в собственном автомобиле придавали облику основательности и мобильности в глазах дирекции музыкального училища (...уместнее прозвучало бы сочетание «императорских театров», но это, как говорится, поздновато: «''всё давным-давно уплыло''...»). Это пять. <br> И напоследок, в качестве жёлтой черешенки на торте, скажу слово о папиной деятельности, его профессиях. Папа был музыковедом и баянистом (два в одном), играл в училищном ансамбле баянистов (успешном и популярном в те поры). Довольно [[Странное сочетание (Скрябин)|<font color="#553355">странное сочетание</font>]], и редкое. <br> И наконец, подбираясь ближе к основной теме разговора, в музыкальном училище Чимкента папа преподавал сразу несколько теоретических дисциплин — теорию, гармонию, полифонию и музыкальную литературу, и заодно играл в ансамбле баянистов. Играл, как говорили, виртуозно и выразительно. Последнее обстоятельство служило {{comment|особым|просто...народным}} козырем в рукаве перед лицом дирекции музыкального училища (...и всё-таки, очень жаль, что не «императорских театров»...), которая часто поручала папе организацию концертов заезжих звёзд-баянистов, балалаечников и других ''[[Духовное и духовое (Из музыки и обратно)|<font color="#553355">народников</font>]]'', а временами награждала папу ответственностью за мероприятия и объекты ''иного'' значения и государственного масштаба. В тот год подобным «объектом» и стал преславный [[Святослав Рихтер (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#553355">Святослав Рихтер</font>]], свалившийся как снег на голову, а папа, таким образом, оказался «попавшим под горячую руку», ''и всё {{comment|заверте|сердечное Вам спасибо, дорогой Аркадий Тимофеевич}}''...</ref></small></small><br></blockquote> |
</center> | </center> | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
<center> | <center> | ||
− | <blockquote style="background-color:#a184a1;width:85%;text-align:justify;font:normal 16px 'Garamond';color:#442244;-webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px;padding:16px;box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;-webkit-box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;-moz-box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;border:1px solid #CCBBCC;">  ''<big>Преамбула Вторая.</big>''<br><br>...это был живописный моно’графический концерт из поздних сонат Франца Шуберта. В огромном зале. Наверное, в самом большом зале города, способном вместить максимальное число желающих, но совершенно далёком от каких-либо акустических стандартов, приемлемых для проведения концертов классической и, тем более, фортепианной музыки. Вдобавок — на новом рояле. Нет-нет, не на Стейнвейе (Steinway & Sons), Бехштейне (C.Bechstein) или Блютнере (Blüthner), как можно было бы себе вообразить (...глядя на 1987 год с высоты двадцатых годов XXI-ого столетия...), а – на «деревянной» Эстонии (Estonia), только что привезённой специально для этого концерта из запасников местного правительства!<small><small><ref group="комм.">Минуточку внимания для небольшого объяснения «деревянной» Эстонии (Estonia). Да, именно так, рояль был «деревянный» и в прямом смысле, и в иносказательном: новёхонький, тугой, глухой и не самой удачной сборки. Благодаря всем этим обстоятельствам, инструмент оказался совершенно непригоден для такого же «глухого» огромного зала... Иначе говоря, условия прекрасные. Как хочешь, так и играй, впечатляй слушателя богатством интонаций, красок, тончайшими градациями звуковой палитры или же переливами густых ярких наслоений. Чудесно! Ну, на самом деле, даже жаловаться не на что?.. Зал – большой, рояль – новый (а кого вообще волнует, что он тугой и глухой?... правильно, никого, кроме пианиста), сиди, играй в меру испорченности. И желательно что-нибудь бравурное и быстрое (если сможешь, конечно), например, сочинения Листа, Прокофьева, Рахманинова... Но увы, как назло в программу этого, единственного и стихийного концерта одиноко «заявился» Франц Шуберт. Поздний, почти запоздавший. Совершенно иной автор... И в данном случае, «игра» предпочтительна совсем не мускулами, а тонкостью и глубиной, и даже игрой света и тени, да-с... ...при этом, нисколько не отменяя наличие глубины и тонкости у «мускулистых» авторов...</ref></small></small> – Итак, ''всемирно знаменитый пианист'', тот самый ''L'Insoumis Richter''...<small><small><ref group="комм.">Техническая справка №2. «Richter, L'Insoumis» — название документального фильма французского скрипача и режиссёра Брюно Монсенжона (Bruno Monsaingeon) о Святославе Рихтере, снятый в жанре интервью-монолога на основе дневниковых воспоминаний, архивных записей и фильмов, посвящённых творчеству пианиста. Фильм, конечно же, появился десятилетием позже описанных в данной статье событий.</ref></small></small>, — волею случая очутился в Чимкенте, и даже более того — у нас дома... Начиная с прихожей.<br></blockquote> | + | <blockquote style="background-color:#a184a1;width:85%;text-align:justify;font:normal 16px 'Garamond';color:#442244;-webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px;padding:16px;box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;-webkit-box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;-moz-box-shadow:1px 1px 4px #8c5c8c;border:1px solid #CCBBCC;">  ''<big>Преамбула Вторая.</big>''<br><br>...это был живописный моно’графический концерт из поздних сонат Франца Шуберта. В огромном зале. Наверное, в самом большом зале города, способном вместить максимальное число желающих, но совершенно далёком от каких-либо акустических стандартов, приемлемых для проведения концертов классической и, тем более, фортепианной музыки. Вдобавок — на новом рояле. Нет-нет, не на Стейнвейе (Steinway & Sons), Бехштейне (C.Bechstein) или Блютнере (Blüthner), как можно было бы себе вообразить (...глядя на 1987 год с высоты двадцатых годов XXI-ого столетия...), а – на «деревянной» Эстонии (Estonia), только что привезённой специально для этого концерта из запасников местного правительства!<small><small><ref group="комм.">Минуточку внимания для небольшого объяснения «деревянной» Эстонии (Estonia). Да, именно так, рояль был «деревянный» и в прямом смысле, и в иносказательном: новёхонький, тугой, глухой и не самой удачной сборки. Благодаря всем этим обстоятельствам, инструмент оказался совершенно непригоден для такого же «глухого» огромного зала... Иначе говоря, условия прекрасные. Как хочешь, так и играй, впечатляй слушателя богатством интонаций, красок, тончайшими градациями звуковой палитры или же переливами густых ярких наслоений. Чудесно! Ну, на самом деле, даже жаловаться не на что?.. Зал – большой, рояль – новый (а кого вообще волнует, что он тугой и глухой?... правильно, никого, кроме пианиста), сиди, играй в меру испорченности. И желательно что-нибудь бравурное и быстрое (если сможешь, конечно), например, сочинения Листа, Прокофьева, Рахманинова... Но увы, как назло в программу этого, единственного и стихийного концерта одиноко «заявился» Франц Шуберт. Поздний, почти запоздавший. Совершенно иной автор... И в данном случае, «игра» предпочтительна совсем не мускулами, а тонкостью и глубиной, и даже игрой света и тени, да-с... ...при этом, нисколько не отменяя наличие глубины и тонкости у «мускулистых» авторов...</ref></small></small> – Итак, ''всемирно знаменитый пианист'', тот самый ''L'Insoumis Richter''...<small><small><ref group="комм.">Техническая справка №2. «Richter, L'Insoumis» — название документального фильма французского скрипача и режиссёра Брюно Монсенжона (Bruno Monsaingeon) о [[Святослав Рихтер (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#553355">Святославе Рихтере</font>]], снятый в жанре интервью-монолога на основе дневниковых воспоминаний, архивных записей и фильмов, посвящённых творчеству пианиста. Фильм, конечно же, появился десятилетием позже описанных в данной статье событий.</ref></small></small>, — волею случая очутился в Чимкенте, и даже более того — у нас дома... Начиная с прихожей.<br></blockquote> |
</center> | </center> | ||
Строка 82: | Строка 82: | ||
  И вот, настал день концерта. С самого утра в воздухе висело торжество и волнение — у моих родителей, что чувствовал сам Рихтер — не знаю, внешне он был по-будничному спокоен и молчалив. Напомню ещё раз, в тот единственный день и вечер, памятный музыкально-культурному Чимкенту, Рихтер играл большие поздние [[Etudes|<font color="#553355">сонаты</font>]] Шуберта. Собственно говоря, сам концерт я запомнила как скопление огромной толпы людей. В первый раз я увидела, что такое настоящая давка — перед входом в здание концертного зала, и если бы папа не держал меня и брата за руки, нас бы просто смело наступавшей волной. В огромном зале все места ... в пространстве были заняты, сидели не только в креслах и на стульях, но и на ступеньках в проходах, стояли, подпирая стены, и даже на сцене для рояля и пианиста остался небольшой островок.<br> |   И вот, настал день концерта. С самого утра в воздухе висело торжество и волнение — у моих родителей, что чувствовал сам Рихтер — не знаю, внешне он был по-будничному спокоен и молчалив. Напомню ещё раз, в тот единственный день и вечер, памятный музыкально-культурному Чимкенту, Рихтер играл большие поздние [[Etudes|<font color="#553355">сонаты</font>]] Шуберта. Собственно говоря, сам концерт я запомнила как скопление огромной толпы людей. В первый раз я увидела, что такое настоящая давка — перед входом в здание концертного зала, и если бы папа не держал меня и брата за руки, нас бы просто смело наступавшей волной. В огромном зале все места ... в пространстве были заняты, сидели не только в креслах и на стульях, но и на ступеньках в проходах, стояли, подпирая стены, и даже на сцене для рояля и пианиста остался небольшой островок.<br> | ||
− |   Рихтер играл <font color="#886688"><small>(как)</small></font> по нотам, а страницы переворачивала мама, сидя у него под левым локтем, поскольку мéста разместиться просторнее попросту не оставалось. Ещё, во время концерта меня поразило эффектное освещение сцены: видна была только клавиатура и руки пианиста, всё остальное скрывалось в полумраке. — Кажется, это было самое яркое моё впечатление от концерта.<small><small><ref group="комм.">Техническая справка №3. С конца 1981 года, а если точнее — с 31 декабря 1981 года, Рихтер начал свой переход (как Суворов через Альпы) с игры «наизусть» — к игре «по нотам». Окончательно он прекратил играть без нот спустя четыре года, в 1985. И ещё несколько слов об особом свете в зале и на сцене во время сольных концертов Рихтера. В последние полтора-два десятка лет пианист отказался от обычного «общего» освещения ради небольшого светильника на рояле, у себя перед глазами, чтобы видеть ноты на пюпитре и клавиши. Таким образом, создавалось отдельное пространство Живой Музыки, где всё внимание слушателя фокусировалось только на звучании, не отвлекая на второстепенную «зрительную» или же зрелищную часть.</ref></small></small> А вот, ''кáк'' играл Святослав Теофилович в тот вечер, я помню очень смутно и совсем по-детски: всё время хотелось убавить треск неприятно скрипящих сидений, а так же возню шёпота-шороха-кашля в зрительном зале, и прибавить громкости пианисту, поскольку не покидало ощущение, что звук словно утонул «в валенках» не по размеру... — ужасная акустика огромного зала под’суропила. Впрочем, на успехе это не отразилось никак. Публика неистовствовала и требовала «на бис» снова и снова. И конечно, море цветов, девятый вал. — После концерта цветочное море затопило нашу квартиру, — в прямом смысле слова, — и радовало ещё несколько дней.<br> | + |   Рихтер играл <font color="#886688"><small>(как)</small></font> по нотам, а страницы переворачивала мама, сидя у него под левым локтем, поскольку мéста разместиться просторнее попросту не оставалось. Ещё, во время концерта меня поразило эффектное освещение сцены: видна была только клавиатура и руки пианиста, всё остальное скрывалось в полумраке. — Кажется, это было самое яркое моё впечатление от концерта.<small><small><ref group="комм.">Техническая справка №3. С конца 1981 года, а если точнее — с 31 декабря 1981 года, Рихтер начал свой переход (как Суворов через Альпы) с игры «наизусть» — к игре «по нотам». Окончательно он прекратил играть без нот спустя четыре года, в 1985. И ещё несколько слов об особом свете в зале и на сцене во время сольных концертов Рихтера. В последние полтора-два десятка лет пианист отказался от обычного «общего» освещения ради небольшого светильника на рояле, у себя перед глазами, чтобы видеть ноты на пюпитре и клавиши. Таким образом, создавалось отдельное пространство Живой Музыки, где всё внимание слушателя фокусировалось только на звучании, не отвлекая на второстепенную «зрительную» или же зрелищную часть.</ref></small></small> А вот, ''кáк'' играл Святослав Теофилович в тот вечер, я помню очень смутно и совсем по-детски: всё время хотелось убавить треск неприятно скрипящих сидений, а так же возню шёпота-шороха-кашля в зрительном зале, и прибавить громкости пианисту, поскольку не покидало ощущение, что звук словно утонул «в валенках» не по размеру... — ужасная акустика огромного зала под’суропила. Впрочем, на успехе это не отразилось никак. [[Публичные песни, ос.34 (Юр.Ханон)|<font color="#553355">Публика неистовствовала</font>]] и требовала «на бис» снова и снова. И конечно, море цветов, девятый вал. — После концерта цветочное море затопило нашу квартиру, — в прямом смысле слова, — и радовало ещё несколько дней.<br> |
::::''— Что же сказал Шуберт по поводу исполнения своих поздних сонат, я уже не помню. У него был слишком тихий голос.'' | ::::''— Что же сказал Шуберт по поводу исполнения своих поздних сонат, я уже не помню. У него был слишком тихий голос.'' |
Версия 17:10, 28 мая 2025
|
|
Сегодня, в этой замечательной точке пересечения меридианов, перед глазами оказалось нечто необыкновенное. Одна маленькая история, событие, случай, почти не’реальный случай, но совсем не случайный в россыпи точек и пунктов назначения на карте жизни.
Эта история, яркая и звонкая — только что треснувшим от спелости тёплым ароматным арбузом, – случилась со мной в далёком детстве, и было мне девять лет. Поэтому и знакомить с ней я буду как ребёнок, без широких рассуждений «о судьбах человечества» и причинах-следствиях этого загадочного происшествия, не углубляясь в подробности, которые, впрочем, обязательно появятся..., и тут же будут выброшены зá борт, в пучину комментариев.
Я расскажу о концерте, об одном-единственном концерте, пожалуй, самого прославленного и знаменитого пианиста того времени, который по мановению небесной руки свалился нá голову яблоком. — Этого концерта вообще-то не должно было быть, однако он состоялся, вопреки всему, да ещё и с прекрасным «эффектом бабочки» (что это такое, можно узнать этажом ниже, в комментарии).[комм. 1]
Итак, вот событие: к нам, в далёкий город Чимкент, приехал Рихтер! Святослав Рихтер. Тот самый Рихтер, который частенько забирался в наш проигрыватель и разыгрывал для маминых студентов свои прелюдии и фуги Баха, карнавалы Шумана, моменты Шуберта и многое-премногое другое-предругое. И вот, просим жаловать: он здесь! Живой. На расстоянии вытянутой руки, и даже ещё ближе. Он появился на пороге дома так внезапно и неожиданно, словно... чёртик из табакерки, вдоволь наигравшись, выпрыгнул из проигрывателя на пол в коридоре.
Однако... обо всём по порядку.
Преамбула Первая.
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора[3]... да-да, мечтательный этюд Фёдора Ивановича пришёл(ся)... и устроил(ся) в нашем отдыхающем поле ... в образе и подобии Святослава Рихтера... Кто бы мог подумать?... Не иначе, сам гений, парадоксов друг, постарался или случай, бог-изобретатель[4]... Так или иначе, но Рихтер приехал. Он приехал в Чимкент с концертом в начале осени 1987[комм. 2] года (к сожалению, я помню только приблизительную дату, если кому важно, точнее можно узнать на просторах интернета или в амбарной книге учёта приезда-отъезда дорогих гостей нашего города). Это был один-единственный, но зато большой концерт, организацией которого занимался, в том числе, и мой папа... как это ни странно (...и против всех законов физики, этики, эстетики и прочего всего «о-го-го»...) И тем не менее, так было.[комм. 3]
О приезде и концерте Рихтера мои родители узнали у себя на работе, в музыкальном училище, чуть раньше прочих «обыкновенных смертных», на несколько минут опередив плески и выплески сенсационной новости во всех местных газетах и по радио, и были, выражаясь провинциальным канцеляритом, включены в почётный список лиц, ответственных за проведение знаменательного события. Папу, как музыковеда и владельца собственного «москвича», впрягли (это его собственное выражение) встречать, сопровождать и провожать высокого гостя, а на мамины тонкие плечи пианистки и ведущего педагога легла задача государственного масштаба – на виду у всего света во время концерта переворачивать Рихтеру страницы, прямо на сцене. Нужно ли говорить, какой фурор и суету устроила эта новость. В несколько мгновений она затопила всю нашу квартиру электрическим волнением, в воздухе повисло предвкушение чего-то волшебного, какое бывает зимой в ожидании богатой ёлки или первого снега, и все разговоры крутились вокруг одного, словно все остальные заботы и жизненные вопросы куда-то внезапно провалились и бесследно растворились навсегда..., — до следующей недели.
Преамбула Вторая.
...это был живописный моно’графический концерт из поздних сонат Франца Шуберта. В огромном зале. Наверное, в самом большом зале города, способном вместить максимальное число желающих, но совершенно далёком от каких-либо акустических стандартов, приемлемых для проведения концертов классической и, тем более, фортепианной музыки. Вдобавок — на новом рояле. Нет-нет, не на Стейнвейе (Steinway & Sons), Бехштейне (C.Bechstein) или Блютнере (Blüthner), как можно было бы себе вообразить (...глядя на 1987 год с высоты двадцатых годов XXI-ого столетия...), а – на «деревянной» Эстонии (Estonia), только что привезённой специально для этого концерта из запасников местного правительства![комм. 4] – Итак, всемирно знаменитый пианист, тот самый L'Insoumis Richter...[комм. 5], — волею случая очутился в Чимкенте, и даже более того — у нас дома... Начиная с прихожей.
Однако предположить, что же произойдёт не в сказке Пушкина, а на самом деле, было мудрёно. Никому в голову не пришло и даже рядом с головой не вертелось такое предположение...: настолько Он был далёким и казался нездешним, инопланетным, из другой Вселенной, «с вертящихся пластинок». А он – Рихтер, вóт он! – приехал прямо к нам, в квартиру. Минуя планы партии и правительства, по личной инициативе папы.
Кáк же он попал в нашу квартиру, — напрашивается вопрос? А я и расскажу, пожалуй. —
|
С чего всё началось, я, конечно, не знаю, но из краткого папиного объяснения на пороге квартиры выяснилось, что во всех гостиницах города не оказалось ни одного номера с инструментом. Даже «люксы» все были с чем угодно, но только не с роялем. — Однако! (...произносить строго с интонацией Ипполита Матвеича Воробьянинова!!!) ... Это была непременная «прихоть» музыканта (как выяснилось чуть позже, совсем не’прихотливого), и папа, не долго думая или, скорее, не особо раздумывая, предложил «поехать к нам», где есть всё и со всеми удобствами для музыканта. Не корысти ради, токмо по простоте и щедрости душевной. Сказано — сделано, — благо руль не дрогнул в руках и «москвич» слушается своего хозяина.
Правда, с приездом вышел казус: договорился с Рихтером он сразу, а вот позвонить домой спохватился только в последние полчаса[комм. 6], чтобы радостно сообщить — «к нам едет ревизор». Услышав необычайную новость, мама даже остолбенела от шока на пáру мгновений, однако на падение в обморок и нюхание нашатырного спирта не оставалось времени, поэтому решение о размещении пианиста в комнате с чудесным инструментом и удобной кроватью на солнечной стороне – было принято молниеносно, окончательно и бесповоротно. И... это решение, в первую очередь, поразило меня, словно стрелой: два дня Святослав Рихтер будет жить в детской комнате (нашей с братом) и спать в моей кровати...[комм. 7] Целых два дня! На мой вопрос, почему же его положат непременно в моей, а не в братней (кровати), ответ последовал короткий и деспотически непреклонный — так решено и точка. К тому же, на моей стороне больше солнца. И что тут возразишь «начальству»?.. Вот и у меня не нашлось слов для дискуссии, чтобы отстоять (или отлежать) своё законное место под солнцем. Да и на полемическую борьбу времени не оставалось, потому что... в коридоре раздался троекратный звонок и в квартиру вошли двое — сияющий папа и следом Святослав Теофилович Рихтер, с неопределённым выражением на лице...
...немая сцена, полная щенячьего восторга и трепета народных масс...
Приветственная часть прошла на удивление легко и даже весело, и всё напряжение разрядил сам гость, обратившись после «за ручку» с мамой – ко мне, сияя самой светлой улыбкой: «...ах, какая красавица, настоящая принцесса! ..совсем как Ниночка, статуэточка.[комм. 9] Наверное, играешь, да?...» — от неожиданности такого поворота и большой дозы внимания к своей маленькой персоне, я ответила как тот татарин, который, что вижу, то и пою... – «...да, играю, ...в шахматы». И как же хорошо он засмеялся! Просто, весело, искренне, совершенно по-детски. И несмотря на мамино одёргивание, всем заметное, он просто весь улыбался — мой детский непосредственный ответ ему явно понравился (...а мама почему-то сочла мой тон... дерзким). Да и мне, честно сказать, понравился его смех, а потом, несколькими часами позже, и простота в общении. В том числе, в общении с моим инструментом. На котором я играла. В шахматы.
Преамбула Третья.
Послушать и поглядеть, как занимается сам Святослав Рихтер, захотели бы, наверное, многие пианисты. Но такая оказия выпала почему-то... маленькой девочке (мне), и продолжалось это занятие два дня, два огромных дня совершенно из другого мира... Причём, я слушала Рихтера не только дома, но и в концертном зале, на репетициях перед большим концертом из поздних сонат Шуберта. Что интересно, дома он занимался (минуточку внимания!) совсем не концертной программой, а пьесами Дебюсси, Шопена, Скрябина, играл органную токкату D-Minor Баха и совсем немного из другого Шуберта, не сонатного...[комм. 10]
— В качестве «исключительной меры доверия» мне было дозволено (ясное дело, мамой, потому что сам музыкант был мне очень рад) тихонько сидеть в одной с ним комнате во время занятий. — Я слушала, а Рихтер играл. Все при деле. Вдруг он прервался, резко повернулся ко мне и с улыбкой попросил поиграть ему что-нибудь, если я играю... не только в шахматы... Мудрено, однако. На мгновение я даже перестала дышать от неожиданности, но собравшись с духом в состояние «некуда бежать», без слов села и сыграла ему «на одном вдохе» что-то очень скоростное, как мне тогда казалось, — прелюдию Баха до-минор из первого тома ХТК, без фуги. Сделав дело и обернувшись к нему, я увидела какое-то непонятное для меня выражение лица, то ли расстроенное, то ли, наоборот, очень удивлённое, и при этом крайне серьёзное, без тени улыбки. Рихтер сказал мне всего несколько слов — «это очень хорошо», а всё остальное выслушивала моя мама. Я бы, конечно, и сама хотела узнать (теперь-то, спустя тридцать пять, сорок, пятьдесят лет), чтó хорошего он нашёл в моей игре, но поскольку навыка и склонности «подслушивать/подглядывать» у меня нет, я всего лишь ждала возвращения большого человека в комнате у инструмента, чтобы продолжать слушать его приготовления к концерту. На послезавтра...
Преамбула Чётвёртая.
Маленькое лирическое отступление, несерьёзное... Несмотря на организационную суету, Рихтер проводил своё предконцертно-репетиционное время не только у инструмента и в разъездах на пробу рояля и зала. Как это ни странно, времени хватало и на общение, в том числе, между делом. Святослав Теофилович очень полюбил папины груши — огромные, очень вкусные, сочные, ароматные, почти янтарные, жёлто-золотистые плоды, с тонкой нежной кожицей, они буквально светились изнутри от спелости и медовости. Рихтер был сражён, узнав, что это не покупные груши, а свои собственные, выращенные руками живого человека (вот удивительное дело), да ещё и не какого-то абстрактного «советского гражданина» из города Чимкента, а именно вот этого, пригласившего его на пару дней в свой дом. Странно, конечно, видеть такую реакцию, но тем она и приятней, от неожиданности (всех сторон). К тому же, понять восторженное удивление пианиста могу как своё собственное, потому что груши на самом деле выглядели крайне соблазнительно и буквально манили поскорее укусить за свой сочный бок. Словом, они (с соком в боку, мерси боку) так полюбились Рихтеру, что он, единожды распробовав лакомство, придумал ритуал, чтобы не тянуться снова за грушей: он просил меня выбрать ему непременно «самую вкусную», с заговорщическим видом и слегка смущённой улыбкой. Это было и забавно, и трогательно одновременно, да и выбрать «самую вкусную» не составляло никакого труда — они все были «самые вкусные». И мне оставалось только выбрать для него самую большую и «прозрачную». Как на новогодней ёлке.
И вот, настал день концерта. С самого утра в воздухе висело торжество и волнение — у моих родителей, что чувствовал сам Рихтер — не знаю, внешне он был по-будничному спокоен и молчалив. Напомню ещё раз, в тот единственный день и вечер, памятный музыкально-культурному Чимкенту, Рихтер играл большие поздние сонаты Шуберта. Собственно говоря, сам концерт я запомнила как скопление огромной толпы людей. В первый раз я увидела, что такое настоящая давка — перед входом в здание концертного зала, и если бы папа не держал меня и брата за руки, нас бы просто смело наступавшей волной. В огромном зале все места ... в пространстве были заняты, сидели не только в креслах и на стульях, но и на ступеньках в проходах, стояли, подпирая стены, и даже на сцене для рояля и пианиста остался небольшой островок.
Рихтер играл (как) по нотам, а страницы переворачивала мама, сидя у него под левым локтем, поскольку мéста разместиться просторнее попросту не оставалось. Ещё, во время концерта меня поразило эффектное освещение сцены: видна была только клавиатура и руки пианиста, всё остальное скрывалось в полумраке. — Кажется, это было самое яркое моё впечатление от концерта.[комм. 11] А вот, кáк играл Святослав Теофилович в тот вечер, я помню очень смутно и совсем по-детски: всё время хотелось убавить треск неприятно скрипящих сидений, а так же возню шёпота-шороха-кашля в зрительном зале, и прибавить громкости пианисту, поскольку не покидало ощущение, что звук словно утонул «в валенках» не по размеру... — ужасная акустика огромного зала под’суропила. Впрочем, на успехе это не отразилось никак. Публика неистовствовала и требовала «на бис» снова и снова. И конечно, море цветов, девятый вал. — После концерта цветочное море затопило нашу квартиру, — в прямом смысле слова, — и радовало ещё несколько дней.
- — Что же сказал Шуберт по поводу исполнения своих поздних сонат, я уже не помню. У него был слишком тихий голос.
А потом были проводы. Рихтер уезжал, продолжая своё пожизненное концертное турне. Его отъезд оказался почти таким же неожиданным и удивительным, как и его неожиданное появление — словно бы он на минуту отодвинул занавеску и заглянул к нам из своего отдельного мира, — без особого намерения, просто так, по случаю... — Но... тссс!... — бывает ли на этом свете что-нибудь случайное? Или так было зачем-то нужно?..
На вокзале как всегда пахло угольной гарью и ветерком волновалась грусть, тонкая и удивлённая... Очень хотелось, чтобы он остался, хотя бы на денёк, ещё один большой бесконечный денёк..., чтобы снова услышать его голос, немножко картавый и светловатый на просвет, как та папина груша... — На перроне, перед самым отходом поезда, Святослав Теофилович внезапно поднял меня на руках и нежно поцеловал в щёчку... Точнее, это было нежное, еле уловимое, воздушное прикосновение... с тонким, очень приятным прохладным, хвойно-лесным и даже морским ароматом. Совершенно новым для меня и удивительным... Такого богатого сочетания оттенков запахов в одном, которое можно было без труда разложить на отдельные ароматные картинки и звуки, я никогда прежде не слышала..., ни своим носом, ни ухом.
И уже прощаясь, он тихо улыбнулся и почти шёпотом сказал:
- «Ну, будем ждать!»[комм. 12]
- «Ну, будем ждать!»[комм. 12]
Анн.t’Харон (2022)
из сборника «Незабытое & Оживлённое»
( публикуется однажды )
Малый пост (скриптум)( после всего )
Сегодня я хотела бы оставить ещё одно маленькое размышление поверх только что рассказанной истории, находясь от неё на далёком расстоянии и глядя на всё случившееся с чувствами и ощущениями сегодняшнего дня, уже не детскими... — Случай с приездом Рихтера не только в Чимкент, но и к нам в квартиру, конечно, небудничный во многих смыслах (если не во всех). И в самом деле, ведь не каждый же день, проснувшись у себя дома, можно запросто встретиться, лицом к лицу, с явлением сверх’естественным, например, с шаровой молнией... или фокусником (с кроликом в цилиндре), выпрыгнувшим из какой-нибудь цирковой энциклопедии. Вот и появление Рихтера — какого-то нереально отдалённого (столичного) пианиста «из проигрывателя, телевизора и радио», — укрепилось в детском сознании как волшебство (возле новогодней ёлки). Причём, волшебство вполне реальное (например, из очередного выпуска телепередачи «Очевидное — невероятное»), без особенной ловкости рук или мошенничества. Но зато — в нашей квартире и с нашим же непосредственным участием.
Святослав Рихтер (от нем. Richter, richten — эксперт, судья, судить; равнять, выравнивать; править, от слова «правило», ну... и так далее в том же рихтовальном духе) — всемирно известный пианист ХХ века, активно концертировавший по всему миру примерно с середины 1940-ых годов до 1995 года. Масштабный и невероятно выносливый. Как огромная машина... или, точнее сказать, конвейер промышленных масштабов по производству потока звуков, записей, концертов почти по всей поверхности земного шара. Да-да, я снова повторяюсь и буду повторяться, потому что не повториться в данном случае нельзя. — Именно здесь, в лице одного пианиста, сáмая Тавтология звучит монотонной прелестью бес...конечных повторений, могучих и прекрасных своей удивительной повторяемостью и повторностью, бронированной и железобетонной..., с выдавленным штампом на стальной балке. — Словно печать (или клеймо?), неподвластная времени и узнаваемая повсюду. Великая Пианола, вернувшаяся из начала века, пожизненная «пьеса для механического пианино» в одном человеческом теле с родовым вензелем «Richter» (или, по-нашему, экс’перт — квалифицированный специалист). Не менее того. Но и не более. Как перед тем памятником, каменным гостем. Сердце останавливается от застывшего механического величия...
Ком’ ментарии
Ис’ точники
Лит’ература ( бес права переписки )
См. так’ же
— Все желающие кое-что заметить или оставить заметку, —
« s t y l e t & s t y l e d by A n n a t’ H a r o n »
|